Стас Андреевич Сбитнев

sbitnev1

 

Профессор Стас Андреевич Сбитнев — личность неординарная

Каждая страница его биографии — фронтовая, комсомольская, библиотечная, педагогическая — может быть названа героической, революционной, пионерской (в изначальном, не подвергнутом исторической ревизии смысле).

Большую часть своей жизни (56 лет) он отдал г. Кемерово, куда приехал из Москвы по своей инициативе сразу после Великой Отечественной войны. Заведующий научно-технической библиотекой Кемеровскою горного института, начальник отдела справочно-информационного фонда Кузбасского центрального бюро технической информации (КузЦБТИ) и заместитель директора по информационной работе Кемеровского центра научно-технической информации (КемЦНТИ), заведующий кафедрой Кемеровского государственного института культуры (впоследствии Кемеровского государственного института искусств и культуры, Кемеровской государственной академии культуры и искусств,  а ныне — Кемеровского государственного университета культуры и искусств) — таковы основные вехи кемеровской трудовой биографии С.А. Сбитнева. И на каждом новом месте работы Стас Андреевич показал себя как умелый организатор, неравнодушный, предприимчивый руководитель, основными качествами которого были чувство нового, зоркий, критический взгляд на все и прежде всего на дело, которому служил.

tableЕго талант ученого, педагога, новатора наиболее полно раскрылся во время работы в Кемеровском государственном университете культуры и искусств в должности заведующего кафедрой технологии автоматизированной обработки информации, с которой его связывают последних 33 года жизни. За долгие годы своей деятельности в вузе как преподавателя, руководителя, исследователя профессор С.А. Сбитнев приобрел всеобщую любовь в среде студенчества, коллег Кемеровского государственного института культуры и широкой библиотечно-информационной общественности, признание заслуг, огромного вклада в развитие библиотечного дела и информатики не только в пределах Кемеровской области, но и по всему бывшему Советскому Союзу.

Им написано около ста научных работ по проблемам библиотечного строительства, подготовки библиотечных кадров, информационного обслуживания специалистов, механизации и автоматизации библиотек. Его идеи легли в основу многих диссертаций преподавателей, сотен курсовых, дипломных работ и проектов студентов. Система дипломного проектирования, разработка учебных планов и общей концепции становления и развития родной кафедры, библиотечного факультета — также его несомненные заслуги.

С.А. Сбитнев был членом Методического совета по высшему библиотечному образованию при Минвузе СССР, членом секции по автоматизации библиотечно-библиографических процессов Министерства культуры Российской Федерации, членом библиотечного совета Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Федорова.

Помимо боевых трех орденов и трех медалей, а также послевоенных восьми юбилейных, связанных с Великой Отечественной войной, и трех трудовых медалей, Стас Андреевич награжден золотой медалью ВДНХ, значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР, знаками «Победитель социалистического соревнования» (за 1974-й и за 1977 годы), почетными грамотами ректората и общественных организаций вуза, города, области. В 1985 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Стае Андреевич Сбитнев связан с целой эпохой информационно-библиотечной сферы — эпохой мечтаний, ошибок, находок, которые кажутся сейчас наивными и далекими от практики. Но именно они позволили стране перейти на качественно новый уровень информационного развития общества, ставший возможным благодаря таким фанатически преданным своему делу людям.

Свет малой родины

Судьба Стаса Андреевича не баловала. Родился он в суровые революционные годы — в 1918-м. Хотя он был и москвич по рождению, но детство его прошло в деревне, на родине отца-крестьянина — в Белгородской области, в большой трудовой семье. Стас Андреевич вспоминал: «Отец посадил на повозку двух братьев старших… и ушел к Буденному. А я остался с матерью и дедом. Село заняли петлюровцы. Деда моего и дядю младшего петлюровцы привязали к повозке и повели в районный центр. Там, в Чернянке, деда отпустили, а дядю поставили под расстрел… Закопали их, присыпали землей. Дядя ночью очнулся, выбрался из ямы и ушел — остался жив… Умер он уже глубоким стариком. Он неусидчивый был, энергичный. Несколько раз выбирали его председателем сельского совета. Коммунистом не был, но всегда был сочувствующим…

Отец по своему характеру ни во что не верил — ни в Бога, ни в революцию, ни во что. Он окончил церковно-приходскую школу, три класса. Это был самый грамотный человек в селе. Он после революции землю делил…

А мать была набожная. Я помню, когда я был маленький, она ставила меня возле себя, и мы всегда молились. А я набегаюсь за день, мне не хотелось молиться — тогда она давала мне подзатыльник, и мы начинали молитву… Как большинство женщин в деревне, была абсолютно неграмотной. Вместо подписи крестики ставила. Но знала очень много песен. Я помню очень хорошо, что к матери в послевоенное время приезжали из Академии наук, и она им песни пела и сказки сказывала».*


* Здесь и далее текст, принадлежащий С.А. Сбитневу, взят из зафиксированных бесед с коллегами, работниками библиотек и различных интервью. Литературная обработка записей произведена сотрудниками Кемеровской центральной городской библиотеки им. Н.В Гоголя.


Воспитание было простое и понятное. Обедали обычно у деда. За баловство можно было и ложкой по лбу схлопотать. Но его, младшенького, любили и берегли в семье по-особенному. «Передо мной, кажется, поставлена была с самого начала одна цель: чтобы я только учился, больше ничего не делал». Учился Стасик хорошо. «Мать очень гордилась моими успехами. Приходя из школы, хвалила: «Наш Стасик — отличник»».

«Деревня наша была окружена садами. И весной это было сплошное белое море. А за деревней — лес, и тоже весь в цвету. Яблони, груши… Маленькая рыбная речка… Великолепно! Думаю, что если на свете есть рай,  то это и есть наша земля.

Деревня была большая, в ней жило около полутора тысяч человек. Телефона, радио, электричества — ничего этого, конечно, не было. Даже керосина не было. Пользовались сальниками… При таком сальнике я на печке читал книжки. Их было очень мало. Летом мы собирались в школе, и учитель по естествознанию, Дмитрий Яковлевич Некрасов, нам читал. Потом появились книжки, крокет. Поставили турник, купили в школу лыжи, мы стали ходить на лыжах».

Школу он окончил с отличием. Поступил в электротехнический техникум. «Я не был выдающимся студентом, потому что не прилагал никаких усилий. Однако у меня был достаточный запас знаний, чтобы преодолеть программу техникума. По физике, математике, по другим дисциплинам знаний хватало. А начитанность давала возможность иногда побравировать перед своими товарищами. В то время я уже знал на память кое-что из Есенина. Это меня выделяло, что я чуть ли не подпольную литературу читаю».

После окончания техникума (в 17 лет) Стас Сбитнев поступил на дневное отделение в Московский университет на исторический факультет, одновременно подрабатывал на жизнь (родители не могли его содержать) на железной дороге — сначала подсобным рабочим, а потом контролером.

Испытание войной

В 1939 г. прямо со студенческой скамьи, не дав окончить четвертый курс, его призвали в армию. Направили в Севастопольское военно-морское училище.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. «Войну я начал 23 августа на эскадренном миноносце «Москва». Мы атаковали с моря румынский порт Констанцу. Нас потопили, но потом подобрали «морские охотники» — маленькие такие суденышки, типа катера».

warЭтот первый боевой опыт стал прологом к его участию в легендарной обороне Севастополя. С 29 октября 1941 года по 3 июля 1942 года Севастополь героически защищали войска Севастопольского оборонительного района.

Первые две попытки в 1941 году взять Севастополь штурмом фашистам не удались. Большую роль в отражении вражеского наступления сыграла Керченско-Феодосийская десантная операция, начавшаяся 26 декабря 1941 г.  и продолжавшаяся до 2 января 1942 г. Она проводилась с целью овладеть Керченским полуостровом и отвлечь силы противника от осажденного Севастополя. Военные корабли высадили на побережье полуострова свыше сорока тысяч человек. Стас Андреевич был среди тех морских пехотинцев, что бросились в ледяную воду морского прибоя и освободили Феодосию. Однако 17 января 1942 года фашисты отбили город. Спасаясь от плена, пехотинцы, в числе которых был и Стас Андреевич, ввосьмером ушли тогда на рыбачьей шлюпке в открытое море. И снова повезло — их подобрал крейсер, что шел из Одессы в Новороссийск.

Поражение наших войск под Керчью и Харьковом дало немецко-фашистскому командованию возможность повести новое наступление на Севастополь. Третий штурм города начался 2 июня 1942 года. Пять дней, со 2-го по 7 июня, длилась небывалая по продолжительности и интенсивности огня артиллерийская и авиационная подготовка. Но героические защитники Севастополя держались стойко.

На подступах к городу сражалась и 7-я морская бригада, в которой был Стас Андреевич, — он командовал подразделением противотанковых ружей. За эту оборону он получил свой первый орден — орден Красной Звезды.

30 июня командование Севастопольского гарнизона получило приказ Ставки оставить город. Вечером началась эвакуация войск…

Севастопольская оборона осталась в его памяти, прежде всего, выматывающей душу сиреной — вражеская авиация совершала на этом участке до тысячи вылетов в день.

Стас Андреевич вспоминал, что в первые годы войны был храбр до безрассудства — то ли по молодости, то ли оттого, что не надеялся остаться в живых. Примерно в сорок третьем стал осторожнее, бережнее относиться к своей жизни — может, набрался фронтового опыта, а может, внушала надежду на жизнь грядущая победа. Или все было проще — после сильной контузии ушло чувство собственной неуязвимости. Его тогда нашли по торчавшему из засыпанного окопа противотанковому ружью.

14Второй орден — Отечественной войны 2-й степени — он получил за операцию по перехвату дороги под Таганрогом. Приказ был ясен — оттеснить врага от дороги. Но под кинжальным артиллерийским и минометным огнем идти в атаку было невозможно — бойцы залегли. Командир кричал по телефону: «Вперед! Броском вперед!», а он все медлил, ждал, когда солнце скроется. И уже в полной темноте выполнил-таки задачу, не потеряв при этом ни одного человека.

Он старался беречь людей. Но не всегда это на войне получается. Всю жизнь он помнил ту проклятую высоту под Харьковом, при попытке штурмовать которую полегла треть его взвода — необстрелянные молодые ребята.

А впереди было форсирование Днепра, бои на Львовско-Сандомирском плацдарме. С сорок третьего года он командует огневым взводом РС-8, в распоряжении которого были знаменитые «Катюши».

Он прошел войну, как говорится, от звонка до звонка и закончил ее (в составе морской пехоты) в Магдебурге. Был ранен, контужен. Награжден орденами и медалями. Родные получили на него «похоронку»,

war2В мае 1945 года, уже после победы, Стас Андреевич получил назначение в г. Новохоперск, в минометный батальон. В этом городе он и нашел свою любовь и жену Александру Яковлевну. Демобилизовался в декабре 1945 года. Приехал в Москву и устроился работать в Министерство тяжелой индустрии. Однако жилья не было.

И тут решил Стас Андреевич съездить в Кемерово, где жил его брат. Да так в этом городе и остался. Его сразу же направили комсоргом ЦК ВЛКСМ на Кемеровскую ГРЭС, потом избрали первым секретарем Центрального райкома ВЛКСМ. На первых порах жил у брата, затем получил комнату, скорее угол, отделенный фанерой, ему назначили оклад и, самое главное, паек. Жена приехала следом. Быт был суровым. Росли сыновья, требовали забот. Стас Андреевич делал для семьи все, что мог. Но дом держался, конечно, на Александре Яковлевне, хотя и она всю жизнь работала — преподавала в техникуме английский язык.

А Стаса Андреевича тем временем с головой захватила работа. Он и работал, как в атаку шел. Ничего не умел делать вполсилы. Секретарь райкома  комсомола — кажется, здесь впервые проявился его ораторский талант, способности организатора.

Однако ему исполнилось уже 29 лет — возраст некомсомольский, поэтому перешел на работу чиновника. Но недолго там удержался — уже в 1949 году его пригласили директором Кемеровского областного лекционного бюро. Так он стал профессиональным лектором, активно выезжал в самые отдаленные уголки Кузбасса. Как он сам вспоминал, «из 2017 населенных пунктов я выступал в 500». Но и работа в областном лекционном бюро была лишь подступом к главному делу его жизни.

С.А. Сбитнев — выдающийся специалист, новатор в области библиотечной и информационной деятельности

gorniy_instС библиотечным делом Стас Андреевич связал свою жизнь в 1951 году, когда ему предложили заведовать научно-технической библиотекой Кемеровского горного института. Многое там пришлось начинать чуть ли не с нуля — и комплектование фондов, и каталогизацию документов, и приобщение студентов к самостоятельной работе с книгой… Новое дело изучал, как всегда, с большим интересом: обслуживал читателей, обрабатывал книги, расставлял в каталог карточки — не было процесса или операции, которые он не освоил бы на практике. Стас Андреевич, конечно, не знал тогда, что закладывает основы своей научной школы с ее главным принципом: «Любая научная теория должна строиться на солидном предпроектном исследовании и проверяться практикой».

«Работу я начал с освоения многих процессов, и, в частности, комплектования. Мне пришлось проехать по старейшим документальным фондам, которые формировались в Московском горном институте,  Ленинградском горном институте, Институте горного дела им. А. А. Скочинского в Люберцах и т.д. Я побывал в десятках домов техники угольных трестов, на шахтах, подбирая ту литературу, которая создавала, так сказать, фундамент горной науки.

В ходе изучения процессов формирования, научной обработки литературы я встретился с большими трудностями, прежде всего, в отборе, оценке самих документов, хотя и располагал достаточными знаниями в области общественно-политических, гуманитарных наук. Оказывается, незнание профессии усугубляло проблемы в управлении библиотекой как особым видом производства. Я глубоко осознал, что без профессиональной подготовки, без знания тонкостей и профессиональной компетентности работать в библиотеке невозможно». Поэтому в 1952 году он поступил на заочное отделение Московского библиотечного института, который окончил в 1957 году, получив диплом по специальности «Библиотековедение и библиография». За время руководства библиотекой Кемеровского горного института С.А. Сбитнев основные усилия направлял не только на приобретение литературы для библиотеки, но и на достаточно глубокую ее научную обработку: он создал коллектив единомышленников, с которым вместе разработал классификационные схемы для литературы по горному делу. В целях оказания помощи студенту в поиске литературы по интересующим темам он добился включения в учебный план специальностей института курса «Библиография», главной своей задачей ставившего изучение принципа подбора источников информации о новейших достижениях в науке и технике, разработал методические указания «Читателю о библиографии». Одновременно коллектив библиотеки под руководством С.А. Сбитнева предпринимает попытку создать указатель литературы по геологии Кузбасса, состоящий более чем из двух тысяч записей.

Кропотливый анализ библиотечной практики показал Стасу Андреевичу, сколько рутины в ней еще имеется, как много еще несовершенства в организации труда библиотекарей. Он все отчетливее осознавал насущную необходимость механизации и автоматизации многих библиотечно-библиографических процессов, которые годами осуществлялись вручную, требуя огромных человеческих затрат. Мысли эти еще более окрепли после того, как в 1960 году С.А. Сбитнев получил приглашение работать в Кузбасском центральном бюро технической информации, где он трудился до 1973 года — сначала начальником отдела выставок и технической информации, затем начальником отдела справочно-информационного фонда, а потом заместителем директора по информационной работе. Здесь, пожалуй, и начал формироваться ученый-новатор, который не только квалифицированно обобщал и пропагандировал имевшийся передовой научно-технический опыт, но и творил, экспериментировал. С его именем связана эпоха развития механизации и автоматизации в библиотечном и информационном деле страны. Его смелые пионерские работы в этом направлении получили широкую известность уже в 60-е годы XX века, когда в стране только определялись подходы к созданию механизированных и автоматизированных библиотечных и информационных систем.

Стас Андреевич вспоминал: «Я считаю, что мне очень повезло, когда поступило приглашение работать в Кемеровский совет народного хозяйства, в частности, в техническое отделение и его структурное подразделение — КузЦБТИ. Тогда я уже глубоко осознавал информационную библиотечную технологию, согласно которой в основе любой научной работы, проектно-конструкторской разработки лежит глубокое ознакомление с состоянием науки и техники в этой области.

Впервые в России я приступил к формированию такого структурного подразделения, которое отвечало бы на вопрос: «Где, когда, кто и что сделал?». Отдел был небольшой — всего три человека, но мы развернули обширную деятельность, прежде всего по сбору информации о новейших достижениях в науке и технике, т.е. то, чем занимаются в НИИ, новаторы производства, творческие коллективы Кузбасса. Далее мы занялись сбором информации о наработках других совнархозов, дополняя этот так называемый «местный опыт» литературными источниками, реферативной информацией и документами, создаваемыми в отраслевых НИИ научно-технической информации.

Формируя такую мощную информационную базу, мы видели, что традиционной технологии здесь явно недостаточно. Мы задались целью отыскать пути, обеспечивающие быстрый, эффективный и точный поиск, и уже в 1962 году была предпринята первая попытка создания дескрипторного словаря по горному делу — первого не только в России, но и в Союзе. Это был новый инструмент, позволяющий наиболее полно, глубоко и многозначно раскрыть содержание документа. Выбор отрасли объясняется спецификой Кузбасса, его первоочередными нуждами. На мою долю выпало создание самой методологии, методики создания такого словаря, а в его «смысловом» наполнении принимали участие геологи Попов, Терентьев, Медянцев и другие».

Революционные по своей сути идеи и предложения С.А. Сбитнева встречались коллегами с неизменным вниманием и доверием. Его доклад, посвященный комплексной механизации и автоматизации библиотечно-информационных процессов, на всероссийской конференции по проблемам научно-технической информации, проходившей в г. Новосибирске в 1962 году, вызвал живейший интерес участников: вниманию слушателей были предложены не слыханные ранее идеи, способные вызвать переворот в библиотечно-информационной сфере.

«К 1963 году мы сумели приспособить существующие тогда технические средства, связанные с обработкой информации, в частности счетно-перфорационные машины, к обеспечению задач информационного поиска. Мы создали систему, которую назвали «Механизированная система поиска информации для обслуживания специалистов»». Следует сказать, что на первых порах перфокарта с комплексом счетно-перфорационных машин, на которую в определенном порядке записывалась информация о поступившем в библиотеку документе, была огромным прорывом в области механизации обработки источников.

В 1963 году на базе Кузбасского центрального бюро технической информации прошел всероссийский семинар, посвященный проблемам организации справочно-информационной работы в условиях функционирования государственной системы научно-технической информации. Значительный вклад в организацию и проведение семинара внесли сотрудники отдела справочно-информационного фонда. Впервые участникам семинара было продемонстрировано применение технических средств для механизации и автоматизации библиотечно-библиографических и информационных процессов. Накопленный здесь опыт был одобрен Объединением по руководству научно-технической информацией и пропагандой в РСФСР и рекомендован для внедрения в практику работы органов информации.

В этот период выходит первый сборник трудов коллектива авторов по механизации и автоматизации технологических процессов «К созданию справочно-информационных фондов в системе механизированного поиска информации», в которой была помещена и статья С.А. Сбитнева  «Методика информационного поиска».

В 1966 году под руководством С. А. Сбитнева кафедрой геологии и разработки месторождений Кемеровского горного института был подготовлен и издан дескрипторный словарь по горному делу. В дальнейшем возглавляемый С.А. Сбитневым коллектив отдела справочно-информационного фонда Кузбасского ЦБТИ создал целую серию отраслевых дескрипторных словарей по различным отраслям науки и техники (химия — общие вопросы химической технологии, металлургия, сельское хозяйство, машиностроение, электротехника, пищевая промышленность, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт и др.). Изданные впоследствии Государственным научно-исследовательским институтом по научно-технической информации и пропаганде в РСФСР, они нашли широкое применение в практике работы межотраслевых территориальных ЦНТИ Российской Федерации при координатном индексировании документов и запросов.

ЦНТИВ это же время Кузбасскому ЦБТИ и С.А. Сбитневу как руководителю отдела справочно-информационного фонда было поручено изготовить «с участием Томского института радиоэлектроники и электронной техники 40 информационно-поисковых систем… Мы их изготовили, но для того, чтобы внедрить систему, нужен был централизованно подготовленный информационно-поисковый массив. Нам было вменено в обязанность обработать поток информации, который передавался всеми ЦНТИ по местному опыту (передовой производственный опыт, внедренный в производство), а также информацию по реферативным изданиям. Итого ежегодно создавался массив из 200 тыс. записей по всем отраслям науки и техники. Этот массив было необходимо подготовить для ввода в систему таким образом, чтобы по нему было возможно осуществлять поиск и обслуживание.

Для обеспечения такого объема работы Комитет по науке и технике СССР выделил нам ЭВМ «М-220». На этой базе был создан специальный информационный центр, включающий несколько структурных подразделений: кодирования информации, подготовки ее для информационною массива и распространения его по всем ЦНТИ Российской Федерации.

В это же время ведутся научно-исследовательские работы, связанные с формированием информационного фонда, оценкой старения документов, развитием системы межбиблиотечного абонемента (МБА), внедряется система избирательного распространения информации (ИРИ). ИРИ явилась единственной в Союзе системой, массово внедренной в практику информационных центров для обслуживания специалистов. В частности, в 1972 году у нас на обслуживании было 1750 инженеров-горняков, включая управляющих угольными трестами, главных специалистов, инженеров трестов, директоров шахт, их заместителей, геологов, механиков и Т.Д.

Хочется отметить, что одной из главных сложностей было не создание машин, а изучение информационных потребностей. Нахождение взаимопонимания машины с пользователем устанавливается благодаря описанию потребностей на языке, знакомом не системе, а пользователю. Это и в настоящее время вызывает определенные трудности. Проблемы, возникавшие в этом плане тогда (и не решенные сегодня), могут быть описаны простым примером: это как камера хранения на вокзале. Открытая камера загружается вещами, потом захлопывается дверца и вводится определенный код, чтобы не было возможности вскрыть камеру. Забывание введенного кода приводит к тому, что этот шкафчик не может быть вскрыт. Подобным образом происходит и процесс кодирования документов. Книга, попадая в библиотеку, уже имеет или приобретает определенный код, который неизвестен пользователю, а знает его лишь индексатор. Но проблема состоит в том, что разные индексаторы присваивают одному и тому же изданию разный код, ставят его за различными разделителями…».

В 60-х годах уже были разработаны машины, которые можно было использовать для обработки информации,  и обладали достаточным быстродействием, однако они могли работать только со структурированным информационным массивом. Примерно в это же время или чуть позже начали появляться первые издания, посвященные структурированию информации для автоматизации ее обработки.

Но объем информации нарастал, отдел справочно-информационных фондов ЦБТИ был уже не в состоянии с достаточной быстротой выдавать исчерпывающую информацию по запросам. Вот тогда и появилась мысль, что нужно создавать специальный справочный аппарат, причем на основе новейшей технологии, с применением самых современных технических средств, электронно-вычислительной техники. Такой подход к организации информационно-справочной службы был новаторским в системе информационных центров страны. «Однако стоимость больших ЭВМ казалась поначалу непреодолимой преградой. Нам нужна была машина попроще, подешевле и желательно не очень больших размеров…».

И вновь С. А. Сбитневу помог Томский институт радиоэлектроники и электронной техники — созданная со второй попытки машина, названная «Квантор» («Логика»), заработала в нужном режиме.

«Еще до появления первой опытной машины нам необходимо было создать язык, на котором эта машина смогла бы разговаривать. За основу был принят словарь дескрипторного типа. Специалистам нашего информцентра пришлось проанализировать… сотни тысяч различных технических документов с целью выявления ключевых слов для нашего словаря. Всего мы выписали 250 тыс. слов и словосочетаний. В словарь вошло только 5 тыс. дескрипторов. Созданный нами словарь является первой в стране попыткой организации рабочего информационно-поискового языка в комбинированной системе поиска информации, реализуемой на перфокартах с автоматическим поиском информации по двум, трем или нескольким характеристикам одновременно.

Носителем информации в нашем массиве служит обыкновенная перфокарта. Реферативное содержание документа вместе с библиографической справкой о нем наносится способом офсетной печати на одну половину перфокарты. Это содержание информации. Затем оператор наносит на свободную половину перфокарты слова-дескрипторы, выделенные специалистом. Это — поисковый образ информации. Обработанная таким образом перфокарта заносится в нашу картотеку и становится частью информационного массива. Таким образом, логическая схема системы, названной «Квантор», выглядит так: потребитель (специалист) — информационный массив — язык системы — технические средства реализации — потребитель».

Появление в 1970 году «Квантора» позволило самым широким образом внедрить в практику систему избирательного распространения информации (ИРИ) для главных специалистов, инженеров. По большому счету, «эксплуатация этой системы открыла возможности автоматизированного индексирования документов, подготовки и тиражирования информационных массивов для всех информцентров Объединения по руководству научно-технической информацией и пропагандой в РСФСР».

Внедрение новой системы обусловило необходимость подготовки кадров, способных на деле осуществить задуманное, и к реализации этой задачи С.А. Сбитнев прилагает все силы. Через систему курсов, спецсеминаров на базе Кемеровского информцентра проходят подготовку многочисленные слушатели, которым поручена эксплуатация автоматизированной информационно-поисковой системы «Квантор» (АИПС «Квантор»),

Одновременно С.А. Сбитнева приглашают в Томский институт радиоэлектроники и электронной техники с целью чтения специального курса для инженеров-механиков со специализацией в области автоматизированной обработки информации.

Сформулированной в Кемеровском ЦНТИ концепцией автоматизированных ИПС, накопленным опытом по ИРИ Стас Андреевич щедро делился на различных конференциях, совещаниях, проводившихся Объединением по руководству НТИ и пропагандой в РСФСР, во время поездок по родственным центрам научно-технической информации: «…Дальний Восток, Иркутск, Красноярск, Томск, Новосибирск, Алтайский край, Баку, Минск, Москва, Ленинград и т.д. Я видел, с каким желанием хотели внедрять автоматизацию в информационный поиск и обработку, в том числе разработанную нами систему «Квантор»».

Внедрение же этой системы было организовано просто образцово, в том числе и с точки зрения кадрового обеспечения. Студенты Томского института радиоэлектроники и электронной техники готовились по заказу Объединения по руководству научно-технической информацией и пропагандой в РСФСР при Госкомитете по науке и технике Совета министров СССР. По окончании вуза они распределялись с участием Объединения, и им вручались информационный массив, комплект дескрипторных словарей и 20 тыс. рублей для обеспечения получения ими квартиры через жилищно-строительный кооператив (надо отдать должное организационному таланту руководителей Объединения).

Государственный комитет по науке и технике СССР одобрил «Квантор». Такие системы стали действовать в десятках центров Российской Федерации. АИПС «Квантор» была выставлена на ВДНХ СССР и в 1972 году отмечена золотой медалью. Точнее говоря, медалей было пять: две — за дескрипторные словари и три — за сам электронный блок, составляющий неотъемлемую часть системы.

Опыт разработки и внедрения АИПС «Квантор» отражен С.А. Сбитневым в ряде его статей. В это время для специалистов, участвовавших в разработке этой системы, были созданы условия для активной публикации их работ. ГОСИНТИ Российской Федерации выпускал тогда сборники (один из которых назывался «Опыт технической информации и пропаганды», а другой — «Анализ, исследование, методика»), в которых публиковались работы ученых, занятых вопросами совершенствования информационного обслуживания специалистов народного хозяйства.

Не ограничиваясь созданием АИПС, Стас Андреевич вел ряд других научных разработок. Именно благодаря новаторству С.A. Сбитнева Кемеровский ЦНТИ служил много лет одной из базовых структур по внедрению механизации и автоматизации в библиотечно-информационную деятельность, по изучению информационных потребностей специалистов региона.

Оценив в 1960-е годы с позиций перспективного развития восходящий поток информации в государственной системе научно-технической информации, С.А. Сбитнев выделил в его структуре и обосновал глубокую общественную значимость той части информации, которая создается в результате внедрения научно-технических новшеств в производство. Сегодня этот поток документов образует базу данных «Производственный опыт». Особая популярность ее в отличие от других баз данных связана с тем, что она несет информацию не только о характере передового научно-технического опыта, но и адресе его внедрения, а также сведения о наличии соответствующей технической документации с указанием возможности её получения.

Таков был период становления технологии научно-технической информации в России — период создания государственной системы НТИ.

«Школа Сбитнева»

Можно сказать, что в Кемеровском государственном институте культуры Стас Андреевич стал работать задолго до его открытия. «В 1968 году меня избирают доцентом на кафедру технической библиографии Московского института культуры, но по причине жилищной необеспеченности я вынужден был отказаться. Однако начало сотрудничества с Московским институтом культуры было положено еще в 1964 году, когда при мне, состоящем тогда в должности заместителя директора ЦБТИ, были созданы специальные группы студентов-заочников МГИКа. Поэтому мой переход в 1969 году в КГИК был естественным продолжением моей педагогической деятельности, связанной с МГИКом. Этому предшествовало активное участие в «курсовой работе», т.е. были созданы курсы по обучению эксплуатации АИПС в Кемерове, Ленинграде, Москве, Волгограде, Иркутске, куда я ежемесячно направлялся для чтения лекций». Можно уточнить: он сам организовал два набора заочников для обучения в Московском государственном институте культуры. И почти все предметы читал сам. Когда же встал вопрос об открытии в Кемерове института культуры, выяснилось, что, в сущности, институт, не имеющий ни помещения, ни финансирования, уже в некоторой степени открыт, так как работает и обучает студентов.

Итак, в 1969 году — году открытия Кемеровского государственного института культуры — Сбитнев начинает работу (сначала как совместитель) в новом для Кузбасса высшем учебном заведении сначала в должности старшего преподавателя, а затем заведующего кафедрой библиотековедения и библиографии.

Вузу им отданы 33 года жизни. Он был во главе преобразования в 1994 году библиотечного факультета — в факультет информационных технологий. Это от организованной им кафедры библиотековедения и библиографии в 1972 году «отпочковалась» кафедра научно-технической информации, которую возглавил С.А. Сбитнев. В 1987 году эта кафедра была преобразована в кафедру автоматизированных библиотечных систем и вычислительной техники, затем в 1994 году — в кафедру технологии автоматизированной обработки информации. Каждая смена наименования кафедры была обусловлена изменением профиля подготовки специалистов: от библиотекаря-библиографа — к технологу автоматизированных библиотечных систем, затем — к специалисту информационных систем, с квалификацией «информатик». И все эти революционные перевороты в подготовке библиотечных специалистов сопровождались разработкой новых учебных планов, переподготовкой преподавателей, видоизменением материальной базы, установлением связей с новыми базами практики студентов… Инициатором, вдохновителем и организатором этой масштабной работы был С.А. Сбитнев.

Он вспоминал: «Имея огромный жизненный опыт, опыт руководящей и научно-исследовательской работы, связанной с изучением научно-технической информации, автоматизацией и механизацией, мне было не так уж трудно формировать направление развития кафедры, готовить для нее молодых специалистов из собственных выпускников».

При создании кафедры Стас Андреевич на практике реализовал идею совмещения учебной и научно-исследовательской работы. Во все годы своего существования кафедра была одним из лидеров в системе вузов культуры страны. На ее базе вскоре начинают проводиться всесоюзные и республиканские научные конференции и учебно-методические семинары, организуются комплексные госбюджетные и хоздоговорные научные исследования. Так, по предложению Сбитнева в 1979-1989 гг. были организованы всесоюзные семинары преподавателей институтов культуры РСФСР. Стали традиционными «зимние» и «летние» школы работников вузовских библиотек региона по проблеме комплексной механизации и автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Первоначально они проводились в гг. Кемерово, Томске. Затем под руководством С.А. Сбитнева состоялись «школы по автоматизации» для библиотекарей вузовских и научных библиотек Казахстана (г. Алма-Ата).

Кафедра превращается в своеобразный полигон для научных экспериментов, здесь проверяются конструктивные гипотезы, новые идеи. Заказчиками кафедры становятся Главный информационно-вычислительный центр при Министерстве культуры РСФСР, Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, Государственная публичная научно-техническая библиотека СССР, централизованная библиотечная система г. Кемерово. Все чаще, все естественнее начинают звучать словосочетания «кафедра Сбитнева», «эксперимент Сбитнева», «идеи Сбитнева».

workНаверное, С.А. Сбитнев был одним из немногих наших библиотечных работников (и не только в системе библиотечного образования), который ни дня не мог жить и мыслить по старинке. Все косное, рутинное становилось объектом его нелицеприятной критики, а серьезный научный анализ существующего положения дел позволял отыскивать пути к обновлению.

Колоссальный запас жизненной, интеллектуальной энергии, которой обладал этот человек, не мог не влиять на окружающих. Многие из них были учениками «школы Сбитнева». Вернемся в историю. В далеком 1972 году появилась в структуре библиотечного факультета КГИКа кафедра научно-технической информации. Ни в России, ни в других республиках бывшего Союза высшие библиотечные школы не располагали такими кафедрами. И вовсе не потому, что они им не были нужны, просто кемеровчане опередили своих коллег благодаря энтузиазму, увлеченности и таланту организатора и руководителя кафедры профессора Стаса Андреевича Сбитнева.

С момента возникновения кафедры перед сотрудниками была поставлена задача не ограничиваться рамками учебного процесса, а широко развертывать научно-исследовательскую работу, привлекая к ней студентов. «Кроме этого, — вспоминал Стас Андреевич, — особое внимание было обращено на формирование профессиональных знаний у студентов, которые в первую очередь должны быть способны найти подход к пользователю, уметь общаться с ним на его языке и выдавать адекватную требованиям информацию».

Все понимали: библиотека — это производство и в ней должна быть своя технология, которую необходимо модернизировать и обеспечить кадрами, что должно было привести к доступности фондов библиотеки для пользователя. Как же подготовить такого специалиста? Для того времени кафедра нашла выход в активном использовании отраслевых дескрипторных словарей.

Библиотечная профессия, постоянно модернизируясь с помощью технических средств, улучшает шанс пользователя получить нужную ему информацию с наименьшими затратами. Но беда состоит в том, что новые технические средства подгонялись под старую библиотечную технологию, что в принципе неверно. Была необходима новая информационная технология.

Широта научных интересов С.А. Сбитнева способствовала нетрадиционному взгляду на содержание всей профессиональной подготовки библиотекарей-библиографов, выявлению в ней недостатков и путей совершенствования высшего библиотечного образования. Решение проблемы С.А. Сбитнев связал с развитием и внедрением в учебный процесс формализованных методов обучения. По его предложению в учебный план Кемеровского государственного института культуры были включены дисциплины «Методика формализованного реферирования», «Методика научно-исследовательской работы», «Организация обслуживания абонентов автоматизированных библиотечных систем», «Организация потока запросов для ввода в автоматизированную библиотечную систему».

Научные разработки кафедры Сбитнева, организационно-пропагандистская деятельность ее заведующего и преподавателей с самого начала были направлены на всемерную механизацию и автоматизацию трудоемких процессов во имя высвобождения библиотечного работника для главного его предназначения — творческого контакта с читателем, совместного поиска с ним оптимального информационного обеспечения интересующей его проблемы, для чего была необходима реорганизация подготовки библиотекарей-библиографов, преобразование их в специалистов совершенно другого типа и уровня.

Поэтому на кафедре НТИ, готовившей библиотекарей-библиографов, в 1980 году открылась новая, уникальная специализация с необычным названием «Библиотекарь-технолог автоматизированных библиотечных систем» для подготовки специалистов, которые должны были стать надежными помощниками читателей, обращающихся в библиотеку как к источнику научной, технической мысли. Основная цель — подготовка квалифицированных кадров, осуществляющих библиотечно-библиографические процессы с помощью ЭВМ.

Специализация эта, конечно, могла возникнуть только на основе хорошей технической базы, поэтому были созданы лаборатории электрографии, трафаретной печати, офсетной печати, микрофильмирования,  подготовки данных для ввода в ЭВМ, дисплейный класс, вычислительный центр, класс подготовки баз данных на магнитных лентах.

Реализуя требование об усилении связей высшей школы с производством, возглавляемая С.А. Сбитневым кафедра заключила с Кемеровским центром научно-технической информации творческий договор, согласно которому студенты на базе созданного там филиала кафедры получили право доступа к современным вычислительным средствам и современной автоматизированной технологии обработки и поиска информации для решения реальных производственных задач.

Для организационного обеспечения новой специализации по инициативе и под руководством С.А. Сбитнева преподаватели кафедры разработали комплекс учебно-методических материалов: учебный план, программы учебных курсов, методические рекомендации, технические задания на лабораторные работы и, наконец, учебные пособия.

bythe_wallСтуденты специализации «Технолог автоматизированных библиотечных систем», кроме традиционных курсов библиотечного профиля, изучали девять специальных предметов, в том числе разработанные на кафедре авторские курсы «Автоматизированные библиотечные системы (АБС)», «Лингвистическое обеспечение АБС», «Информационное обеспечение АБС», «Программное обеспечение АБС» и др. Производственная практика организовывалась на предприятиях и в организациях — базах практики с учетом возможности реального использования средств автоматизации и механизации.

В 1984 году состоялся первый выпуск студентов этой специализации. Успешная открытая защита дипломных работ, прошедшая в Кемеровской областной научной библиотеке, накопленный опыт по обучению этой специальности, создание соответствующей материальной базы послужили основанием для переименования кафедры в 1987 году в кафедру автоматизированных библиотечных систем и вычислительной техники (АБС и ВТ), что отражает тематику многолетних научно-исследовательских и проектно-технологических разработок преподавателей и студентов кафедры, осуществляемых неизменно под руководством Стаса Андреевича. И снова кафедра Сбитнева оказалась впереди всех родственных кафедр вузов культуры страны.

На кафедре была разработана стройная система руководства всеми видами учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. Еще в 1978 году вышла книга «Опыт руководства студенческими исследовательскими работами», в которой изложен кафедральный «обобщающий опыт организации НИР на библиотечном факультете, показывающий учебные и внеучебные формы студенческой научной работы. Сборник также раскрывал методические приемы, реализующие программу исследований. Для написания этой книги было необходимо привлечь преподавателей к непосредственной научно-исследовательской работе. Данное исследование, подводя некоторые результаты, раскрывало как достижения, так и недостатки, в качестве которых указывалось нежелание студентов работать с литературой, неумение их извлекать из нее необходимую информацию».

Начало массовой подготовки студенческих дипломных работ в российских вузах культуры было положено в 1984 году именно на кафедре, возглавляемой Стасом Андреевичем. Целью дипломных проектов являлось реальное проектирование библиотечных процессов, технологий, систем. Под руководством профессора Сбитнева за все годы его работы в вузе разработано около 200 дипломных проектов по различным темам, что составляет около половины (!) всех дипломных работ, выполненных студентами кафедры. Особое внимание при подготовке дипломных работ уделялось механизации и автоматизации библиотечной технологии. Так, например, для Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Федорова выполнены проекты автоматизации практически всего комплекса библиотечно-библиографических процессов. По заданию Кемеровского городского комитета КПСС был подготовлен комплекс проектов для Кемеровской городской централизованной библиотечной системы. В 1987 году свои дипломные проекты студенты-технологи автоматизированных библиотечных систем посвятили проблеме эффективности эксплуатации баз данных в Кемеровском центре научно-технической информации.

Расширяя круг госбюджетных и хоздоговорных исследований, сотрудники кафедры под руководством С.А. Сбитнева принимают участие в общесистемных научных исследованиях по разработке концепции построения автоматизированной информационно-библиотечной системы библиотек сети Министерства культуры РСФСР. По этой проблеме коллективом кафедры по заданию Государственной библиотеки им. В.И. Ленина были выполнены исследования по темам «Областная (краевая) научная библиотека как объект автоматизации», «Централизованная библиотечная система и библиотечный коллектор как объекты автоматизации»,  «Библиотеки — филиалы централизованных библиотечных систем как объекты автоматизации». Комплекс выполненных работ должен был стать основой разработки типового технического задания на проектирование государственной автоматизированной библиотечной системы. Научно-исследовательская работа «Библиотека — объект автоматизации», выполненная под руководством С. А. Сбитнева, в 1985 году заняла второе место на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ по актуальным проблемам библиотековедения и библиографоведения.

Нельзя не вспомнить еще один момент в педагогической деятельности Стаса Андреевича. Он обосновал концепцию трехуровневой системы подготовки библиотекарей-библиографов на библиотечных факультетах, состоящую в том, что после окончания двух первых курсов студенты проходят аттестацию, по ее результатам лучшим из них присваивается квалификация «Помощник библиотекаря». С этой квалификацией они могут идти на работу в библиотеки. Вторая аттестация проходит после окончания четвертого курса с присвоением квалификации «Библиотекарь-библиограф». Затем студенты продолжают обучение на пятом курсе, по окончании которого защищают научно-исследовательскую или проектно-техническую работу. Предложения С.А. Сбитнева по перестройке системы подготовки библиотечных кадров были одобрены на координационном совещании, посвященном проблемам совершенствования высшего библиотечного образования в СССР (Казань, 1987). На основе разработок С.А. Сбитнева библиотечным факультетом Кемеровского государственного института культуры по заданию Министерства культуры РСФСР был разработан и внедрен в учебный процесс экспериментальный учебный план подготовки специалистов нового типа.

Педагогическая деятельность С.А. Сбитнева всегда была отмечена постоянным поиском эффективных путей улучшения учебного процесса, методики преподавания. Им подготовлены ценные учебные издания для будущих технологов АБС. Он является одним из авторов учебного пособия «Информатика» (под ред. К.В. Тараканова. -М.: Книга, 1986). Стас Андреевич выступил инициатором создания комплекса стандартов на все виды методических пособий для обеспечения их высокого качества и совместимости, разработал ряд комплексных учебно-методических пособий в помощь самостоятельным занятиям студентов, включающих материалы по важнейшим обеспечивающим подсистемам АБС.

В 1993 г. Государственная аттестационная комиссия, осуществляя комплексную проверку деятельности вуза, единодушно признала заслуги заведующего кафедрой АБС и ВТ профессора С.А. Сбитнева в становлении и развитии библиотечного факультета, отдала должное его научным поискам.

Казалось бы, признание пришло и можно успокоиться, почивать на лаврах… Но в институте снова революция: преобразование библиотечного факультета в факультет информационных технологий. Причину перестройки учебного процесса С.А. Сбитнев объяснил следующим образом: «Просто не хочется отставать от жизни. В прошлом году (1993. — Ред.) мы были вынуждены выдать половине ВЫПУСКНИКОВ свободные дипломы, библиотекарей некуда девать. Для чего же их готовить? Для центров занятости — плодить безработных? Вот и пришла идея использовать учебный процесс так, чтобы сфера деятельности библиотекаря стала полезной в любой другой отрасли.

В настоящее время на рынок труда выбрасывается рабочая сила, не находящая применения своим знаниям, т.к. библиотекарь приспособлен к решению только одной задачи. Как же сделать так, чтобы он мог без особых усилий занять другое рабочее место: референта-аналитика, специалиста в области микрофильмирования и копирования, технолога по формированию и созданию баз данных? Независимо от того, где он будет работать, он должен везде занять свое место.

Мы решили усилить изучение иностранного языка, освоение компьютерной техники и программирования. Делаем все, чтобы наши выпускники оказались нужными и в деловом мире… Вот так родилась идея преобразования нашего факультета в факультет информационных технологий. Однако это не исключило подготовки библиотекарей. Такой подход гарантировал, что наши выпускники смогут работать как в библиотеках, так и в архивах, музеях, книготорговых организациях, в любых информационных структурах».

Преобразование библиотечного факультета в факультет информационных технологий произошло в 1994 году. В этом же году и кафедра АБС и ВТ была трансформирована в кафедру технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ). Уже с 1995 года кафедрой была организована подготовка кадров по новой специальности «Информационные системы», причем подготовка студентов с квалификацией «информатик» была приведена в соответствие с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Проведенный мониторинг показал, что основной областью приложения выпускников-информатиков стала социальная сфера, в том числе культура, здравоохранение, социальное обеспечение, образование, охрана правопорядка, издательская деятельность, торговля, бытовое обслуживание, государственное и общественное управление и др. Подготовка студентов ориентирована на использование формализованных способов работы с информацией, что обеспечивает высокую мобильность выпускников в любых областях профессиональной деятельности, их высокую конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

В 2001 году кафедра приступила к подготовке кадров (наряду со специальностью «Информационные системы») по специальности «Прикладная информатика».

Параллельно с введением новшеств в учебный процесс на кафедре Стас Андреевич вел неутомимый исследовательский поиск по усовершенствованию работы библиотек Кемеровской области. По-прежнему сквозная тема руководимых им научных и проектных разработок — «Библиотека как объект автоматизации». В качестве таких объектов были обследованы Кемеровская областная универсальная научная библиотека,  Централизованная библиотечная система, библиотеки-филиалы ЦБС, библиотечный коллектор.

Результатом исследования, проведенного в начале 90-х годов кафедрой технологии автоматизированной обработки информации (до 1994 г. — кафедра АБС и ВТ), явилась разработка в 1998 г. для г. Кемерово муниципальной автоматизированной информационно-библиотечной сети (МАИБС), инициатором, идеологом и одним из разработчиков которой был профессор КГИИКа Стас Андреевич Сбитнев. Заказчиком выступила Центральная городская библиотека имени Н.В. Гоголя. Широкую поддержку осуществлению этой идеи оказывали отдел библиотек Министерства культуры РФ, департамент культуры администрации Кемеровской области, мэр города Кемерово.

Цель, которую ставили перед собой разработчики проекта, — обеспечить каждому жителю Кемерова условия, при которых он сможет получить бесплатно или за небольшую плату необходимую информацию о вакансиях, об обеспечении населения банковской документацией, о наличии необходимых лекарств в аптеках города и др.

«Задача, которая стоит перед разработчиками автоматизированной библиотечной сети, — создать условия, при которых любой специалист будет иметь возможность найти 98 % изданий, вышедших на территории России и бывшего СССР. На начальном этапе реализации проекта встал вопрос о создании локальных автоматизированных библиотечных сетей, первой из которых должна была стать ЦБС города, объединяющая около 20 филиалов. Затем — создание локальных АБС, в которые вошли бы медицинские, школьные и научно-технические библиотеки. Проблема, решаемая при этом, состоит в создании условий для пользователя иметь возможность из любой точки системы получить информацию об интересующих изданиях. Для этого необходима сводная база данных, доступная из любой точки сети, создание которой является чрезвычайно трудоемким процессом. Но предстоит еще большая работа по ликвидации информационной неграмотности пользователей. Создание АБС открывает заманчивую перспективу для пользователя, который будет иметь доступ к справочным базам данных не только города, но и Москвы и далее, что даст возможность каждому и в полной мере осуществить право доступа к информации, предоставляемое Конституцией».

В настоящее время МАИБС входит в структуру муниципального учреждения культуры «ЦБС для взрослых читателей», объединяя структурные подразделения Центральной городской библиотеки и библиотеки-филиалы. Вся ее деятельность направлена на совершенствование обслуживания пользователей библиотек на основе современных высоких информационных технологий.

Недаром в своем приветствии по случаю 80-летнего юбилея С.А. Сбитнева в 1998 году профессорско-преподавательский состав факультета управления и информатики Московского государственного университета культуры во главе с деканом доктором технических наук, профессором, академиком МАИ К.В. Таракановым отмечал, что «в такой динамично развивающейся области, как компьютерные и информационные технологии, профессору Сбитневу всегда удавалось находить актуальные направления деятельности и воплощать общие идеи в конкретные практические решения. Им создана школа информационных кадров, высококвалифицированных специалистов, владеющих современными компьютерными технологиями в библиотеках и информационных службах».

Одна из главных задач, на решение которой С.А. Сбитнев направил усилия и свой богатый научный потенциал, — это подготовка собственных ученых из лучших выпускников кафедры. За относительно короткий срок ученую степень кандидата педагогических наук получили более десяти человек, а трое — Н.И. Гендина, Г.Ф. Гордукалова, И.С. Пилко — защитили докторские диссертации. Большинство из них остались работать в своей альма-матер, но кое-кто пополнил ряды ученых других вузов культуры, в том числе Московского и Санкт-Петербургского. Преподаватели кафедры, направленные для обучения в аспирантуру, имели не только рекомендованные Стасом Андреевичем темы, но и определенный задел в результате участия в проводимых кафедрой хоздоговорных работах и изучения опыта работы библиотек Сибири. При этом они не оставались без надзора со стороны их опекуна — Стаса Андреевича Сбитнева. Поэтому имеются все основания говорить о его особой научной школе, отличающейся тесной связью теории с практикой и нуждами в первую очередь библиотек.

Среди самых лучших своих учеников Сбитнев называл Н.И. Гендину, ныне доктора педагогических наук. Еще совсем недавно она училась у него, выполняла под его руководством дипломную работу. В 1974 г. окончила институт, в 1975 г. поступила в аспирантуру ЛГИКа им. Н.К. Крупской, в 1979 г. защитила кандидатскую диссертацию, затем — докторскую и с той поры работает на кафедре, став ее ведущим преподавателем. С именем Натальи Ивановны сегодня связывается развитие целого направления, именуемого в науке лингвистическим обеспечением библиотечных и информационных систем. Ею подготовлено соответствующее учебное пособие для вузов культуры, одобренное авторитетными организациями и специалистами страны.

С неизменным уважением и теплотой отзывался С.А. Сбитнев о другой своей ученице и соратнице — Н.И. Колковой. На кафедре она с 1972 года. Заочно окончила аспирантуру. Защитилась в 1983 г. Научный и деловой союз Стаса Андреевича и Надежды Ивановны хорошо известен в вузе. Многие работы они выполняли вместе. Но есть в ее деятельности направление, которым она всегда выделялась на кафедре, — это совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса.

Назвать можно было бы еще многих. Ведь каждый год у Сбитнева кто-нибудь оканчивал аспирантуру, кто-нибудь поступал в нее, кто-нибудь готовился к поступлению.

По праву можно гордиться подобными кадрами, воспитанными на кафедре, а когда-то все начиналось с нуля. Стас Андреевич вспоминал: «Уже из первого выпуска было оставлено шесть выпускников, из которых пять защитили диссертации, а одна стала доктором. Сейчас она — заведующая кафедрой Ленинградской академии культуры. Из второго выпуска были оставлены два дипломника, одна из которых — Н.И. Гендина, ставшая впоследствии академиком, доктором, профессором. Из всех моих дипломников 23 человека защитили кандидатские диссертации. Я считаю, что это — большой успех».

Никогда Стас Андреевич не жалел времени на кропотливую работу с талантливой молодежью, поэтому так много у него истинных и искренних последователей, тоже увлеченных идеей создания библиотек нового типа — библиотек как своеобразных банков информации, которая была бы доступна каждому.

Бок о бок со своим учителем долгие годы работали доценты Ю.Б. Ли, B.C. Арнаутов, старшие преподаватели О.А. Павлова, Э.В Кузьмина,  К.В. Перевозчикова,  В.А. Сасс. В составе высококвалифицированных кадров факультета на протяжении многих лет трудятся доктор педагогических наук И.С. Пилко, кандидаты педагогических наук И.Л. Скипор, О.И. Алдохина, Е.В. Мартынова, Г.А. Стародубова, О.Н. Морева, С.П. Галактионова, старшие преподаватели  Л.А. Савкина,  Ю.В. Уленко.

Если посмотреть историю библиотечного факультета в фотографиях, то на них Стае Андреевич непременно среди студентов. Вот лишь одно из мнений учеников о нем: «Его лекции дают не только знания по предмету, убеждая в необходимости библиотечной профессии, но и учат мыслить, быть честными. Для нас Стас Андреевич — Учитель с большой буквы».

Педагогический и организационный талант С. А. Сбитнева отмечали и его коллеги. В своем приветствии по случаю 80-летия Стаса Андреевича ректор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, профессор, член-корреспондент СО АН ВШ Р.И. Пшеничникова и деканы факультетов профессор С.А. Езова, доцент А.Р. Баторов отмечали: «Ваш талант педагога и организатора породил школу профессора Сбитнева, деятельность которой стала катализатором новых направлений в подготовке библиотечных и информационных кадров».

Коллектив библиотеки Российской академии наук, обращаясь к Стасу Андреевичу, писал: «Ваши ученики — специалисты созданной Вами школы — отмечены высоким профессионализмом, необычайной преданностью своему делу и одержимостью идеями автоматизации. Это позволило им не только блестяще защищать кандидатские и докторские диссертации, но и внести большой практический вклад во внедрение новых библиотечных технологий. Выпускники организованной Вами кафедры, работая во многих библиотеках Сибири, немало сделали для разработки и внедрения технологии автоматизированной обработки информации».

Доктор педагогических наук, профессор Н.С. Карташев в приветствии по поводу юбилея С.А. Сбитнева говорил: «Не беспокоясь о своем личном интересе, Вы отдаете весь свой творческий, новаторский, человеческий потенциал молодому поколению, делая из них настоящих ученых школы Сбитнева!».

Цитировать слова признательности и уважения к С.А. Сбитневу можно было бы без конца. Но и вышеприведенные ясно показывают, как оценивают коллеги и последователи вклад профессора Сбитнева в развитие информационно-библиотечной сферы.

В заключение хотелось бы привести библиотечную концепцию С. А. Сбитнева в его собственном видении, суть которой он сформулировал еще в 1987 году: «Предмет библиотековедения у вас обычно определяют как закономерность общественного использования книжных фондов. Мое кредо — общественная эксплуатация, а не использование. Мы должны не только пропагандировать книгу, не просто призывать «Люби книгу», «Книга — источник знаний», а, прежде всего, эксплуатировать имеющиеся книжные фонды с максимально высоким коэффициентом их полезного действия».

Библиотека, на его взгляд, как сложная функциональная система, в принципе, ничем не отличается от завода. А на заводе никто не скажет: люби электродвигатель. Он должен эффективно эксплуатироваться. В работе же с книгой библиотекарь часто выглядит не профессионалом-эксплуатационником, а дилетантом, который и книги толком не знает, и нужную читателю информацию не всегда найдет. В библиотеках сосредоточены богатейшие сокровища культуры, но овладение ими требует специальных знаний и умений, составляющих информационную культуру человека. И пока общество не осознало, что информационная культура — это богатство не меньшее, чем пахотные земли, уголь и другие полезные ископаемые, оно не может считать себя совершенным. Необходим массовый поход за информационную культуру, за создание такой системы информации, которая должна открываться любому члену общества.

Мечта Стаса Андреевича Сбитнева — чтобы вся информация, которая имеется в мире, дошла до тех, кто в ней нуждается. Не правда ли, грандиозно? Но это совсем не кажется невыполнимым, особенно если люди, подобные С.А. Сбитневу, приложат все свои знания, опыт, талант и энергию.

Сегодня Стаса Андреевича с нами уже нет. Но дело, начатое им, подхвачено его последователями — учениками «школы Сбитнева». Оно в надежных руках.

Портрет как памяти живая магистраль

2002 г.1950-е гг.1960-е гг.1974 г.1978 г.1983 г.2000 г.1999 г.2000 г.

 

Биография С.А. Сбитнева [Электронный ресурс] :  Электронный архив профессора С.А. Сбитнева / разработчик: Кафедра технологии автоматизированной обработки информации Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — Кемерово : КемГУКИ,   2008.  — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Заглавие с вкладыша контейнера