Гендина Наталья Ивановна

Гендина Наталья Ивановна

Гендина Наталья Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, внутренний совместитель.

Читаемые учебные дисциплины

  • Аналитико-синтетическая переработка информации;
  • Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий;
  • Основы информационной культуры личности;
  • Технология подготовки web-текстов.

Сфера научных интересов

  • лингвистическое обеспечение информационной и библиотечной технологии;
  • моделирование контента сайтов;
  • информационный анализ и синтез;
  • формирование информационной культуры и медиаграмотности личности;
  • информационное образование;
  • теория и технология создания  учебных текстов;
  • стандартизация образования.

Результаты научных исследований и разработок

Опубликовано более 400 научных работ в ведущих отечественных и в зарубежных изданиях на русском и английском языках.

Профессор Н.И. Гендина является автором федерального учебника «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий»,  изданного в 2014 г. в издательстве «Профессия»  (г. Санкт-Петербург) в  серии «Бакалавр библиотечно-информационной  деятельности». Н.И. Гендина также является одним из автором федерального учебника для бакалавров библиотечно-информационной деятельности «Аналитико-синтетическая переработка информации» (Гл.5. Аннотирование документов и электронных ресурсов, Гл.6. Реферирование документов, Гл.7. Подготовка обзоров).

Разработана:

  • концепция формирования информационной культуры личности;
  • комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11-х классов, учащихся педагогических колледжей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, учителей;
  • средства диагностики уровня информационной культуры личности (тестовые задания, перечни знаний и умений);
  • методика обучения библиотекарей и учителей как «тренеров» информационной грамотности и информационной культуры;
  • модели подготовки кадров в сфере информационной культуры личности на базе высшего библиотечного образования и на базе среднего специального педагогического образования;
  • учебно-методические пособия по формированию информационной культуры личности, изданные в Москве в 2002, 2003, 2006, 2008, 2012, 2014 гг.;
  • методика адаптации учебного курса «Основы информационной культуры школьника» к национальных, культурно-историческим, образовательным особенностям.

Подготовлен комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности», рассчитанных на различные категории обучаемых, прошел  апробацию во многих  образовательных учреждениях и библиотеках России, в которых под руководством Н. И. Гендиной ведется экспериментальная работа.

Более десяти лет профессор Гендина Н.И. активно сотрудничает с двумя авторитетными международными организациями – ЮНЕСКО и ИФЛА (The International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA) – Международная ассоциация библиотечных и информационных учреждений и ассоциаций). С 2003 по 2006 гг. — член Постоянного комитета Секции по библиотечной теории и исследованиям ИФЛА; 2007 – 2014 гг. — член Постоянного комитета Секции по информационной грамотности ИФЛА. Она является членом Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», членом группы международных экспертов по информационной и медиаграмотности ЮНЕСКО.

По приглашению сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО принимала участие в совещании международной группы экспертов ЮНЕСКО по проблеме «Разработка индикаторов медиа- и информационной грамотности» (Бангкок, 2010 г.), в работе Международного совещания экспертов по вопросам адаптации для России Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для педагогов (Москва, 2011 г.), международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (Москва, 2012 г.).

Н.И.Гендина осуществляла научное редактирование переводов на русский язык и подготовку предисловий к русским изданиям следующих важнейших документов ИФЛА И ЮНЕСКО в области информационной и медиаграмотности:

  • «Руководства по информационной грамотности для обучения в течение всей жизни» IFLA (2006 г.);
  • книги ИФЛА «Информационная грамотность: международные перспективы» (Москва, 2010 г.);
  • учебной  программы ЮНЕСКО «Медийная и информационная грамотность: программа обучения и информационная грамотность: программа обучения педагогов» (Москва, 2012 г.).

Н.И.Гендина активно продвигает лучший российский опыт по формированию информационной культуры личности, информационной и медиаграмотности за рубежом. Доклады профессора  Н.И.Гендиной были включены и представлены в программах Всемирного информационного и библиотечного конгресса (IFLA) в Аргентине (Буэнос-Айрес, 2004 г.), Норвегии (г. Берген, Осло, 2005 г.), Южной Кореи (Сеул, 2006). г. Квебек, Канада (2008 г.), г. Гетеборг, Швеция (2010 г.), г. Рига, Хельсинки (2012 г.).

В 2011 г. в США в издательстве «Scarecrow Press» вышла в свет коллективная монография «Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, США и России». Профессор Н.И. Гендина  является одним из соредакторов этого издания, а также автором главы «Проблемы формирования информационной грамотности и информационной культуры у детей и молодежи: взгляд из России».

В 2012 г. профессор Н.И. Гендина приняла участие в крупномасштабном международном проекте ЮНЕСКО по созданию всемирного многоязычного ресурса по информационной грамотности» (Worldwide multi-lingual information literacy resources) под руководством профессора В. Хортона (Forest Woody Horton, Jr.), США. Ею был подготовлен и представлен для международного доступа «Выборочный список ресурсов по информационной культуре личности, медиа и информационной грамотности, имеющихся на русском языке». В  2014 г. в г.Париже вышло в свет 2-е издание этого обзора.

По заказу сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Н.И.Гендиной было проведено исследование «Медиаграмотность и информационная грамотность в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ)». Его результаты опубликованы ЮНЕСКО на английском языке в серии исследовательских публикаций, приуроченных к Первой международной обзорной встрече «WSIS+10». Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития» (Париж, 25-27 февраля 2013 г.). Это научное исследование также опубликовано на русском языке в монографии:   Гендина, Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ. Проблемы формирования информационной культуры личности и  продвижения идей информационной и  медиаграмотности  [Текст] / Н.И.Гендина. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 185 с.

Награды

  • Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры (1985 г.);
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999г.);
  • Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2000 г.);
  • Обладатель Золотого знака «Профессор года»   (2002г.);
  • «Лауреат премии Кузбасса»(2003г.);
  • Лауреат Премии Губернатора Кемеровской области (2007г.);
  • Лауреат Кузбасской Премии имени С.А. Сбитнева (2008г.);
  • Лауреат регионального конкурса «Профи-Успех-2010» в номинации «Профессор года» (2010 г.);
  • Юбилейная медаль «70-летие Кемеровской области» (2012г.);
  • Благодарность министра культуры РФ В.Р. Медынского. Приказ №418-13Н от 18.10.13 (2013 г.).

Сертификаты и свидетельства

  • свидетельство № А-0015, выданное ООН по вопросам образования, науки и культуры подтверждающее, что Гендина Н.И. является экспертом Программы ЮНЕСКО (2003 г.);
  • Certificate of Achieuement Board of Garuard University and Sciences International Exchange be known that Natalya I. Gendina has completed the seminar program Gigther Education in the US Boston, Massaghusetts, USA 28.11-01.12 2005;
  • The certificate of merit proclaimed throughout the world is awarder to Natalia Ivanovna Gendina for distinguished service which is the subject of notice in volume XXV of the dicuonary of international biography Cambrige, England, april 1997.
Поделиться: